ЧТО ПИШУТ О BANGA JAZZ  


Глава из книги Михаила Орлова
«СВЕРДЛОВСКИЙ РОК : ПАМЯТНИК МИФУ»

— Зачем художник создает картины, а писатель пишет романы? Вопрос вроде простой, но ответ... Я за все время работы понял только одно: люди, к которым относятся «Марши», не могут иначе. Те, кто занимается таким делом, будут заниматься им всегда. Желание прославиться здесь не при чем. Это тот самый случай, когда процесс важнее результата.
Сергей Иваныч Чернышев. Итак, «Апрельский марш» разошелся по своим делам, но в нашем разговоре о прошлом и настоящем свердловского рока никак не пройти мимо не раз уже упоминавшегося Сергея Ивановича Чернышева. Он был до «Марша», с ним отмаршировал и есть после «Марша». Бронзой пока не оброс, хотя, по мнению многих почитателей, пьедестала уже почти достоин. „
Будучи описываемому лицу приятелем не дальним, дам сначала о нем сказать лицам посторонним, дабы в предвзятости не обвинили.
Художник Олег Яловой: «Я знаю только двух великих мелодистов: Пола Маккартни и Сергея Ивановича Чернышева».
Некто, не помню кто: «Странный человек этот Чернышев — сидит дома, хиты пишет и сам тащится».
Насчет Маккартни я не знаю, но то, что в Екатеринбурге пара отборных мелодистов точно есть, я уже говорил: это Могилевский и Чернышев. Или Чернышев и Могилевский. Все равно — они вполне рядом дружелюбно уживаются. И давным-давно.
В 8 лет Сергей Иваныч начал писать прозу. В 12 — мелодии. В 1979-ом создал школьный ансамбль «Найс», где играл и Игорь Грищенков. Первое публичное выступление состоялось в 1981 -ом уже с группой «Пластилин» и ни к черту не получилось. Зато площадка была не каким-то зальчиком, а Дворцом спорта. Суровой зимой 1981-го родился «Биробиджанский музтрест», увековечивший в веках фирму-производителя грищенковского фоно.
«БМТ» родился, чтобы стало веселей от школьных забот. Пришли с Кириллом Котельниковым к Игорю, подвесили микрофон и записали первое, что в голову пришло: «Я ехала домой», русский вариант битловской «Снова в СССР», пародию на «Бонн М»... Постепенно собрался альбом. На развешенные «для своих» афиши о концерте экзотического ансамбля собрался полный зал солидных еврейских дедушек с домочадцами. Взаимное остолбенение постепенно перешло в душевный контакт. Короче: «Победила дружба!» Даже еще приглашали.
В армии невысокий изящный Сергей (еще не Иваныч) играл на танцах и похоронах на самой большой в оркестре трубе. После армии пошел грузить разные тяжести на киностудию и руководить детской любительской киностудией. Дети были не чета нынешним и звали его вежливо: Сергей Иванычем. Друзьям было тоже неудобно при детях иначе звать. А потом и остальные привыкли к «Иванычу». (У меня лично Чернышев раньше ассоциировался с плакатным комсомольцем, куда-нибудь призывающим, из-за его этаких аккуратненьких костюмчиков, стрижечек).
А еще он сразу же записал с новорожденным «Апрельским маршем» второй альбом «БМТ». На филармонической студии, всего за ночь. Название опять забыли придумать: ну просто как бы посидели-отдохнули после работы Чернышев — Котельников со товарищи. Так безымянным «дитя» в народ и отправилось.
Потом, в 1988-ом, товарищ по «Пластилину» Грищенков вовлек Иваныча в «Апрельский марш», на последующем творчестве которого влияние Чернышева ощутимо: по крайней мере, до него никаких африканских мотивов «Апрельский марш» не производил, явно маршируя по более цивилизованным концептуальным дорожкам.
Иваныч считает, что прошлую жизнь прожил в Африке — так уж ему на душу легла народная музыка мятежного черного континента. Следующие альбомы «БМТ» не записывались по ряду причин, но музицирование продолжалось, не мешая работе в «Марше» -просто как переключение для отдыха. Африка приходила к нему по ночам все настойчивее, твердя непонятное, но красивое «Банга-банга»... Тогда еще он не знал, что так назовется группа с летучим составом музыкантов, которых он попросил поработать над «традиционной музыкой народов мира». — «Давайте играть ради собственного удовольствия и никогда не думать о «звездах», — предложил Иваныч. Они согласились.
Выпустили в 1990-ом альбом, а 5 апреля 1992-го на концертах «Рок надежды», организованными «Насменкой» и «Рок-хроникой»(средства — для детей, больных раком; собрано больше 80000 рублей) выступали уже как группа «Банга-Банга». У нее не было постоянного состава — получался «суперсейшн» — все музыканты были основателями или участниками других групп свердловского рока («Апрельский марш», «Бабье лето», «Бит», «Инсаров», «Веселые бомбардировщики», «Нежность», «НЗ», «Экселенц» и других). За два года работы на студии «Новик рекордз» записали альбом «Банга-Бит», более известный под шапкой «Зип-Зап». Красивые мелодии отправились в Москву, и на «Радио Максимум» в хит-параде Москвы и Питера, составленном по звонкам радиослушателей, песня «My black girl guitar» («Моя черная девочка-гитара») продержалась восемь или девять недель, поднявшись с 17 до 2 места, и, само собой, вошла в ежегодный сборник хитов. Из «наших» групп в этом хит-параде назывались только «Агата Кристи», «Калинов мост» и «Банга-Банга», остальные — разные там майклы джексоны.
В 1996-ом «Банга» записала еще один альбом «Банга—Арт» («Мокеле Мбембе»), трогательно повествующий о «нелегкой судьбе простой угандийской девушки». Потом участники отвлеклись на основные проекты, а Иваныч до июня 1997-го загадочно молчал.
Кстати, подробнее о «Банге»: символ ее — Солнышко. Солнечный круг обрамлен лучиками — буквами из которых складывается название группы. Символ вполне соответствует музыкальному настроению музыкантов, да и не только их. Лично мне на концертах «Банги» было всегда комфортно и умиротворенно, и даже хотелось чего-нибудь хорошего: то ли получить, то ли самому сделать. Все ссылки на англо-угандийский язык и традиционную музыку народов мира — забавный и незлой стёб. Попробовал бы кто-то перевести благозвучный, но абсолютно «от фонаря» набор звукосочетаний. Да важно ли это? Ведь все это хорошая серьезная игра, называемая постмодернизмом, о котором уже не раз шла речь в этой книге.
Как рассудила одна умная поклонница «Банги», аспирантка УрГУ: «Постмодернистский художник уже не стремится быть... романтическим героем, единственным и недостижимым. Наоборот, он общедоступен, но ни в коем случае не банален... Это художник — реалист, он понимает, что ничего нового уже сказать нельзя, а повторять старое —не имеет смысла. Остается игра, серьезность игры. Похоже, что Чернышев претендует на такую серьезную игру... Прелестная находка Чернышева — англо-угандийский язык — позволяет ему добиваться того, чего желают многие нынешние рокеры — быть непонятным, но все же понятым. Слушатель легко «въезжает» в эту игру, не чувствуя себя в ней кретином... Наследуя в какой-то степени богатую и эклектичную музыкальность «Агаты Кристи», Чернышев освобождает ее от излишней опереточной нагруженности и тяжеловатого симфонизма. Опять же, наследуя некую шизоидальную «закрученность» «Апрельского марша», он лишает ее агрессивности и эпатажной экзальтированности».
Короче говоря, «Банга» ушла в отпуск, а Иваныч творил за плотно закрытой для общественности дверью. В июне 1997-го на презентации нового альбома «Смысловых галлюцинаций» Иваныч «подарил» героям праздника два шутливых романса на стихи поэта-обэриута — Н. Олейникова. «Попробовал, — говорит Чернышев, — одну песню написать, раз книжка попалась, а получилось 17 штук за одну ночь! Как раз на компакт «Новости моды». Вообще, таких вот «домашних работ» у Сергея Иваныча хватает: четыре «сентиментальных альбома», записанных дома, три — у Виктора Зайцева на «Студии НП».
В «домашних» альбомах есть и очень популярная не так давно среди музыкантов и студентов песня про медведя-хулигана, пробравшегося в зоопарк и ставшего там творить всякие безобразия. «Вот так и живем» — песни из старых фильмов в таком виде, как за столом поют. «Город. Любовь» — собственные Серегины песни, одна из которых победила в юбилейном конкурсе в честь 275-летия города...
Любит Иваныч помечтать: альбомы «Банги» (а их 4 штуки) выпустить на CD, записать сольник «живьем» с камерными, джазовыми и рок-музыкантами. А у кого нет его записей — слушайте «Студию «Город», где Чернышев постоянно ведет две программы: «Водители фрегатов» (про пиратов) и «В поисках золотого камертона».
Когда-нибудь он собирается написать книгу: «Одну, но большую. Соберу все свои рассказы, стихи, может быть, и до мемуаров дело дойдет... Кто-то однажды сказал: писателей много, поэтому, если можешь не писать, не пиши. Пиши, только когда очень-очень захочется. Когда невмоготу. Так и в музыке, так — во всем. Делать надо, когда припрет». Вообще-то Сергей Иваныч Чернышев — человек простой и скромный, хотя и почти живой классик. Пора автографами запасаться.

Михаил Орлов


Екатеринбург
Издательский дом «ПАПКУС»
2000г.


ПРЕССА
Газета "НА СМЕНУ!" 9 апр. 1992г.
"НА УГАНДИЙСКОМ, НО ПОНЯТНО ВСЕМ"
Пока где-то там, на туманных берегах Невы, Дмитрий Умецкий туманно и пространно рассуждает о судьбах постмодернизма в российских пределах, на его родине, в Екатеринбурге, появляется первая постмодернистская рок-группа. Оркестр Сергея Ивановича Чернышёва, впервые показавший себя зрителям на благотворительном концерте во Дворце молодёжи 5 апреля, выводит рок в этом городе на некоторые новые мировоззренческие рубежи. Чернышёв, как видно, уловил дух времени, пытается создать арт-эстетику на неведомых пока что для местной рок-культуры основаниях. Его группа претендует на высокий класс исполнительства и концептуальную изощрённость, будучи при этом общедоступной для восприятия и просто чрезвычайно приятной на слух.
...Прелестная находка Чернышёва - англо-угандийский язык - позволяет ему добиваться того, чего так желают многие нынешние рокеры - быть непонятным, но всё же понятым. Слушатель легко "въезжает" в эту игру, не чувствуя себя в ней малообразованным кретином. От него не требуется ни знания английского (кроме общеизвестных фраз), ни знания угандийского, ни напряжённого вслушивания в "нерв русского стиха". Здесь всё построено на знакомой игре всем известных символов. И эта игра позволяет уйти от однозначного деления на смешное и серьёзное. Здесь нет границ между "подлинным переживанием" и откровенным стёбом. От слушателя не требуется перестраивать своё восприятие, чтобы отделить первое от второго. При этом содержание вовсе не сводится к одному только стёбу. Этой игре доступна и глубокая лирика (как, например, в композиции "My Small Black Girl Guitar"), но лирика эта остаётся лёгкой, без напрягающего нервы драматизма.
...Неплохой уровень этой игре придают техничный соло-гитарист, двойник Коллинза за ударной установкой, невозмутимо-спокойный и мощный вокал самого Чернышёва и, наконец, очаровательная вокальная "группа поддержки"... Если же проект Чернышёва осуществится, чего мы ему искренне желаем, то это будет первая победа постмодернизма на Урале.

О. Сергеева, аспирантка Уральского госуниверситета.









Журнал "ДЕЛОВОЙ КВАРТАЛ", №20, 30 мая 1996г.
"БЕЛЫМИ НИТКАМИ - ЧЕРНЫШЁВ (Чёрный шов)"

"Я знаю только двух великих мелодистов:
Пола Маккартни и Сергея Иваныча Чернышёва".
Олег Еловой

Один известный музыкальный критик на мою просьбу сказать что-нибудь о творчестве Чернышёва уныло заметил: "Вместо того, чтобы про Чернышёва писать, шла бы лучше клад искать. Говорят, они во сне светятся".
- ???
- Это не просто хороший музыкант, это очень хороший музыкант. Из тех групп, которые не уехали из Свердловска (я имею в виду "Наутилус" и "Агату Кристи"), "Банга-Банга", пожалуй, самая яркая. На "Радио Максимум" в хит-параде двух столиц (Москвы и С.-Петербурга), составленному по телефонным звонкам слушателей, песня "My Small Black Girl Guitar" держалась восемь или девять недель, с 17-го места она поднялась до второго. Причём, из наших групп там были названы только "Агата Кристи", "Калинов мост" и "Банга-Банга". Остальные - Элтон Джон, Майкл Джексон и проч.
Другой, не менее известный, но не критик, выразился более крепко: "Странный человек этот Чернышёв - сидит дома, хиты пишет и сам тащится".

С.И.Ч. о кино:
Кино? Увлечение кино началось в 1981г., когда мы познакомились с Кириллом Котельниковым. Создали тогда студию "Black Bulldog Film" и сняли пародию на детективы. Мы с Серёгой Руденко играли главные роли. Бандитов. Грабили инкассатора. Потом деньги не поделили. Я его сбросил с 14-го этажа, а оказалось, что он подсунул фальшивые купюры. В общем, страсти. (Фильм, кстати, так и назывался - "Страсть") Года четыре мы снимали игровые любительские фильмы, потом начался профессиональный период. Все клипы Новикова, фильмы о нём, фильмы о Фрэнке Фариане, о "Boney M", о "Bad Boys Blue", кстати, сделаны на студии BBF.

С.И.Ч. о "БирМузТресте":
Ещё до "Апрельского Марша" и "Банги-Банги" была такая группа "Биробиджанский Музтрест" (там играли Гришенков на клавишах (экс-"Апрельский Марш"), я - на гитаре и Котельников - вокал, перкуссия). Где-то в 1981 г. мы записали первый альбом и тогда же делали свой первый концерт. Развесили афиши, всё по уму. Думали, придут только свои. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что зал полон еврейскими дедушками, бабушками и детьми. Пришли целыми семьями. На первых двух песнях народ ещё замирал, потом ничего, развеселились. После концерта ко мне подошёл поэт Боря Кац (сейчас он живёт в Израиле ) и сказал: "Молодцы! Всем понравилось. Ещё выступайте, все снова придут".

С.И.Ч. двадцать лет спустя:
В этом году будет 20 лет с того момента, как я сочинил свою первую мелодию. Это было сразу после того, как я взял в руки гитару. Тогда и обнаружил, что подбирать чужие песни гораздо труднее, чем сочинять свои...

С.И.Ч. о счастье:
Я скажу тебе про счастье, если ты очень хочешь. Любить, быть любимым, заниматься любимым делом... Смысл жизни? Научиться любить, научиться быть любимым. Вот... начинаю говорить и пропадает смысл моих слов...

Когда верстался номер, появился Саша Главацкий, фигура в кинематографе значительная, он прочитал статью, обрадовался и сказал: "Чернышёв достоин высокого жанра, я сочиню про него хокку". И сочинил.

Однажды Сергей Иваныч пошёл во двор и закопал копеечку.
Думает: вырастет - не вырастет, там поглядим.
Дождь склонял листву.

Как-то Сергей Иваныч пришёл к одной благородной женщине.
И ну её склонять к сожительству!
- Всё бы ничего, - сказала она, - да вот опостылела мне вся мирская суета - и вот я вся как есть.
Не надо тогда, обождём с этим, - сказал Сергей Иваныч и закурил.
















Газета "УРАЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ" 28 марта 1998г.
"СЕРГЕЙ ИВАНЫЧ ИЗ БАНГИ-БАНГИ"

В начале 90-х на заборах Екатеринбурга надпись "Банга-Банга" можно было встретить не реже, чем "Чайф". Но в отличие от "чайфов", которых все знали в лицо, кто скрывается под малопонятным названием "Банга-Банга", оставалось полной загадкой. Известно было лишь, что главный в "Банге" - некто Сергей Иванович Чернышёв. Поскольку Чернышёв иначе, как по имени-отчеству не представлялся, то многие считали его ветераном уральской рок-сцены, этаким первым свердловским хиппи - шестидесятником с жидкими седыми патлами...
- После армии я работал руководителем детской киностудии. А дети педагога всегда называю, как известно, по имени-отчеству. Когда ко мне на киностудию приходили друзья, то при детях и им приходилось звать меня Сергеем Иванычем. Сначала, конечно, было лишь шуткой в узкой компании, а потом закрепилось...
- Первое выступление "Банги" произошло 5 апреля 1992года во Дворце Молодёжи на рок-фестивале "Надежда". В 1993-м Алексей Палыч Хоменко пригласил нас на студию "Новик Рекордз". Мы работали два года. Раза три со звукооператором Эдиком Смоленским порывались стереть весь записанный материал. Но в результате, считаю, альбом "Зип-Зэп" получился.
"Зип-Зэп" - своеобразная русско-английская музыкально-литературная композиция. Мелодии в альбоме действительно очень красивые и хитовые. Недаром же центральная песня крутилась на радиостанциях, попадала в хит-парады и была включена в ежегодный популярный сборник рок-хитов "Максидром".
- Тогдашний директор "Радио Максимум" Миша Козырев - мой товарищ, в одном дворе выросли. Он как-то приехал из Москвы домой погостить и узнал, что мы наконец закончили свой альбом. Взял у меня интервью, плёнку и увёз в Москву. "Зип-Зэп" там разошёлся благодаря ему, я не прилагал никаких усилий.














Еженедельник "НГГ" № 19, 13 мая 1999г.
"ВСЯ ЕГО ЖИЗНЬ - ЭКСТРАВАГАНТНАЯ ВЫХОДКА"

Рассказывать о музыке "Банги-Банги" сложнее даже, чем о какой-либо другой. Одно можно сказать точно: любой из концертов этой группы - настоящий праздник. "Анкетное" определение стиля этой музыки звучит как "традиционная музыка народов мира". Раскрытие смысла композиций индивидуально для каждого, и лишь человеку с "наличием отсутствия" чувства юмора этот смысл недоступен.
...На вопрос: "Совершаешь ли ты экстравагантные поступки?" Сергей сам отвечать отказался. Вместо него ответил некто Аркадий, оказавшийся близким другом Чернышёва: "Сергей Иваныч не совершает экстравагантных выходок, он очень серьёзный и скромный человек. Но, в то же время он поддерживает все направления экстравагантности. А вообще, вся его жизнь - экстравагантная выходка".

Вера Яковлева.


ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
ЧИТАТЬ ПРОЗУ
bangajazz@narod.ru


 

Hosted by uCoz